Главная Сообщество Русский ли город Одесса?

Русский ли город Одесса?

Одесса. Гостиница Пассаж
Одесса. Гостиница Пассаж

В последнее годы, особенно в связи с резким обострением внутриполитической ситуации на Украине, в СМИ, соцсетях и просто бытовых разговорах, все чаще встает вопрос о том – чей же город Одесса? Русский или украинский? Кем он был заселен при основании и представители какого народа превалировали там на протяжении всей его истории? При этом приводится множество аргументов от каждой из оппонирующих сторон, старающихся подкрепить этим свою позицию.

Лично я придерживаюсь того мнения, что великороссы (русские), малороссы (украинцы) и белорусы составляют один единый этнос, или народ — русский, искусственно разделенный уже только в ХХ веке, после революции. Но много кто сейчас стал считать совсем по другому, вплоть до признания этих народов искони враждебными друг другу и ничего общего между собой не имеющими. Что же – встанем тогда временно на эту точку зрения и посмотрим, что же представляло собой население Одессы в конце XIX – начале XX века, то есть до периода глобальных потрясений в России и связанных с ними массовыми перемещениями людей.

Исторический герб города Одессы. 1798 год
Исторический герб города Одессы. 1798 год

Можно не упоминать прописных истин о том, что начало основанию и устроению Одессы, на месте жалкой турецкой крепостцы Хаджибей, взятой русскими войсками в 1789 году, положил рескрипт российской Императрицы Екатерины Великой от 7 июня (27 мая по старому стилю) 1794 года. В начале следующего года новое поселение получило свое новое имя, что, было также продуктом творчества Екатерины, переиначившей мужское наименование «Одессос» на имя женского рода – Одесса. Можно не вспоминать о том, что за весь период существования Одесса всегда, включая и наши дни, говорила и говорит преимущественно на русском языке, пусть и слегка сдобренном местными выражениями и произношением. Но обратимся к документам и серьезным исследованиям на тему населения «жемчужины у Черного моря»…

Есть такая замечательная американская исследовательница Одессы Патриция Херлихи, профессор истории Брауновского университета и автор нескольких книг. Она сорок лет изучала историю Одессы в архивах США, Европы, России и Украины. Ее подробнейшая монография «Одесса. История. 1794-1914» выдержала уже два издания в США на английском языке, одно издание на украинском в Киеве и уже целых три издания на русском в Одессе. Обратимся же к этой достойной во всех отношениях книге, и посмотрим, что пишет Патриция Херлихи о национальном составе Одессы.

Книга Патриции Херлихи
Книга Патриции Херлихи

Самую первую перепись населения Одессы провел еще основатель этого города вице-адмирал Российского Императорского флота Иосиф де Рибас в 1795 году. И что же она показала?

В этот год в городе уже числилось 2349 человек. Перепись не учитывала дворян, чиновников, солдат и офицеров гарнизона, а также отдельное подразделение греческих и албанских (арнаутских) солдат.

«Зарегистрировано было 1679 мещан, 146 купцов, 240 евреев, 224 греков и 60 болгар – пишет П. Херлихи. Из 1845 русских треть составляли беглые крепостные». Итого, из общего количества населения, уже при самом зарождении города, русские составляли более 75% населения. И это, опять же, без учета солдат, офицеров, чиновников и дворян, тоже без сомнения по большей части бывших русскими людьми!

Население города постепенно росло за счет прибывающих из разных концов империи рабочих, матросов, мастеровых, мещан, купцов и оставшихся на постоянное место жительства, отставных солдат. К концу XIX века наблюдается бурный рост населения Одессы за счет переселенцев из разных губерний России. Обратимся еще раз к книге П. Херлихи.

«1 декабря 1892 г. участники проведения переписи, видимо, большей частью студенты университета, исследовали состав населения Одессы. (54) Всего они насчитали 338690 душ, из которых 161200 – женщин и 177490 – мужчин. Из этого количества примерно 58% назвали родным языком русский; в это число, видимо, входили украинцы и белорусы, не выделявшиеся переписчиками отдельно. Около 31% назвали родным языком еврейский, 3,8% говорили на польском, 1,6% на немецком и 1,56 на греческом. Также отмечены вкрапления других языков, но в меньшем количестве. (55) Всероссийская перепись населения 1897 г. проводилась более тщательно, на основе более точных показателей. (56) Так, ею различались по языку русские, украинцы и белорусы. В 1897 г. говорящие на этих трех языках составили 58% населения – точно так же, как пятилетием ранее. С другой стороны, количество говорящих на еврейском языке выросло – в качестве родного его назвали более 32% населения. Наблюдалось некоторое увеличение польско- и германоязычных, а доля говорящих на греческом осталась неизменной. (57).

Согласно переписи 1897 г., 166345 человек (41,2% населения) говорили на 50 языках, не считая родными три основных восточно-славянских. (см. таблицу 10.2)

perepis odessa 800

Со своими 56,7% населения, считавшими русский, украинский и белорусский языки родными, Одесса в 1897 г. была существенно менее «русским» городом, чем Москва, где 95% населения говорило на этих языках. Даже в Санкт-Петербурге, при всех его связях с Западом, 87% населения назвали один из этих трех языков родным».

И далее читаем у П. Херлихи:

«Крупнейшая этническая группа состояла из тех, кто говорил на славянских языках. Среди славян преобладали русские, они составляли половину населения (50,78% в 1897 г.). Возможно, эта цифра преувеличена стремлением части нерусского населения записывать русский в качестве родного языка и, тем самым, причислить себя к политически доминирующей группе. В 1880 г., по мнению одного обозревателя, треть фамилий в городе была украинскими, но в 1897 г. менее чем один из десяти жителей называли украинский родным языком. (70) Хотя общая численность русской составляющей в населении Одессы спорна, несомненно, это была крупнейшая из этнических групп городского населения.

По своим занятиям большинство русских в Одессе относилось к категории занятости «частной службой и работой по найму» более, чем к какой-либо другой. Эта категория, включая некоторых предпринимателей и работодателей, в основном включала работников неквалифицированного труда: прислугу, поденных рабочих и т.п. Русские, занятые таким образом, составляли 15743 из 75983 мужчин. Второй крупнейшей группой русских (11734) были военнослужащие. На третьем месте шли строительные рабочие (5624). Меньшие, но весьма важные группы по 2 – 3 тыс. человек русских составляли занятые на транспорте (почтальоны, возчики и т.д.), в производстве пищи, сапожном ремесле, столярных работах и швейном деле. Все вышеперечисленные занятия имели относительно низкий статус в социальной иерархии. Но русские были также представлены на правительственной службе (2224), среди живших на доход с капитала (2616) и живших на земельную ренту (1954). Это категория высокопрестижная. В целом русские занимали низшие и высшие уровни одесского общества, но почти полностью отсутствовали в средних слоях социальной пирамиды, где находилось большинство лавочников и мелких ремесленников».

Одесса. Пантелеймоновская улица

Итак, что же мы видим на основании всех этих статистических выкладок американской исследовательницы? А видим мы то, что в Одессе, изначально многонациональном городе, русские, тем не менее, всегда составляли подавляющее большинство. Причем американку Патрицию Херлихи сложно обвинить в подтасовках и манипуляциях, в силу ее непререкаемого авторитета в научном мире и полной политической незаангажированности.

Нынешние украинские «интеллектуалы» и разные «науковци» очень любят порассуждать о массовом переселении (или завозе) в Одессу и вообще все Северное Причерноморье, русского населения с территории РСФСР в период Советской власти. Но статистика – вещь бесстрастная. И надо сказать упрямая! И мы видим, что до революции 1917 года русское население Одессы составляло более половины от всего населения – почти 51 %. Второе место занимали евреи – 32,50 %. Собственно же украинцев (малороссов) было всего лишь 5,66 %, то есть почти в десять раз меньше чем русских.

Так какой же после этого город Одесса? Его можно было бы назвать русским, отчасти еврейским, отчасти многонациональным, но уж никак не украинским! Украинцы всегда составляли явное национальное меньшинство в этом городе. И к чему тогда нынешняя «бескомпромиссная» борьба современных властей Украины с наследием советских времен (т.н. «декоммунизация»)? Ведь именно благодаря Советской власти и коммунистам, Украина обрела нынешние границы, включив в себя исторические территории Новороссии, Слобожанщины, Буковины, Закарпатья и Галичины, никогда до этого не бывшие собственно украинскими. Таких территориальных подарков в истории, пожалуй и не припомнить больше… Да этим господам из Верховной Рады и правительства Украины, надо не памятники крушить советским вождям и улицы переименовывать, а прямо вслед за президентом Порошенко скромно выстраиваться в очередь к монументам «деятелям тоталитарного режима» и возлагать букеты и венки к их основаниям, как к истинным создателям Украинского государства.

И еще такой небольшой штрих, касательно Одессы, этой «Южной Пальмиры» («Северной Пальмирой» – как известно, является Санкт-Петербург)… В литературу, кинематограф и искусство разных стран и народов всегда входят какие-то определенные известные произведения, связанные с тем или иным городом или регионом. Точно также, как и некоторые писатели всегда ассоциируются у нас с какой-то местностью, где они проживали, или родились. Поэтому Одесса ассоциируется в русской литературе с произведениями и жизнью в ней А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, И.А. Бунина, А. Грина, И.Э. Бабеля, И. Ильфа и Е. Петрова, Э.Г. Багрицкого, Ю. К. Олеши, В.П. Катаева, К.Г. Паустовского и еще множеством других знаменитых русских писателей и поэтов.

И все это при удручающем молчании об Одессе собственно украинской литературы. Тарас Шевченко, например, никогда не был в этом городе и ни одного слова не написал про Одессу в своих «творах». Он, видимо, даже не отождествлял Одессу с Украиной-Малороссией, что вполне справедливо с его стороны. Галичанин Иван Франко, будучи австро-венгерским подданным, один раз заехал в Одессу на несколько дней подлечить здоровье, что, в общем-то, никак не отразилось в его творчестве. Получается какая-то гробовая стена молчания об Одессе со стороны буквально всех украинских «письменников». Наверное, это тоже говорит о многом…

Так что, как бы кому не хотелось, но Одесса с самого своего основания была форпостом империи на юге-западе страны (как Петербург на северо-западе, а Владивосток на востоке) и остается неразрывно связанная с русской историей и культурой — то есть по существу русским городом, лишь территориально, благодаря роковому стечению обстоятельств начала XX века, находящаяся в составе современной Украины.

Максим Ивлев, для сообщества Олеся Бузины

 

Понравился материал? Поддержите сообщество Олеся Бузины!

Комментарии  

 
-1 #601 victor 04.07.2016 22:47
Цитирую Lexy:
:D :lol: :D

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE
ничья. :D :D :D
Жалоба
 
 
+4 #602 Lexy 04.07.2016 22:53
Цитирую victor:
Город Хартфорд,без помоек.
В городе Хартфорде полно помоек, особенно в Ист-Хартфорде. Это там же где и завод Кольта приведенный в помоечный вид.
А еще есть такой знаменитый город как Вильямантик - наркоманская столица Коннектикута. С соотвествующим населением и домами в упадочном состоянии.
Жалоба
 
 
0 #603 Ольга. olga ch 04.07.2016 22:54
Цитирую Тамара:
И что ж это у нас зха такие факты убийственные ?
Что человек отправил учитьб своих детей за границу, а жену рожать во Францию ?
Да это впечатляет :eek:
вроде бы и у Путина дети учились за границей... и у многих других государственных чиновников и совсем не плохих чиновников,...
Это тоже криминал ?
да перестаньте вы повторять набившую оскомину либерастическую чушь.
Что такое и кто такие либерасты вы,Ю как дэвушка продвинутая. почерпните из интернета. Расширьте это понятие... 8)
Ваши факты не стоят выеденного яйца. на уровне "наши люди в булочную на такси не ездят"........ ;-)
Усе ?! ;-)
Вы вообще никаких фактов не приводите.

Приведите пример моей "либерастическо й чуши". Опровергните фактами.

Я не стала упоминать факты, о которых пишет Владилена, так как мне бы вы сказали, что это тоже "либерастическа я чушь".
Однако с Владиленой соглашаетесь.

Ваши доводы в стиле "ацтань" не канают, вы неудачно троллингом занимаетесь.
Предмет вы не знаете - одни лозунги и пристрастное отношение.

Спрашивала - как вы относитесь к экономическому блоку нашего Кабинета министров?
Ответа нет.

Борьба с ювенальной юстицией.
Также не вижу знания предмета.
Да у нас весь народ против ювенальной юстиции. Сколько именно православных организаций выступают против! Этого вы тоже не знаете похоже.
Знаете ли вы, какой беспредел творят органы опеки, какие вопиющие факты имеют место?
Похоже тоже не знаете.
Где ваш Астахов-то?
По-прежнему происходит усыновление иностранцами.
Почему Астахов с этим не борется?
Приняли закон Димы Яковлева - зашевелились.
А до этого ни хера не знали чтоле?

Я не люблю тоталитарную секту под названием Евросоюз.
Но!
В этом Союзе облажавшийся чиновник тут же уходит в отставку. Начиная с премьера!
В Испании после страшнейшего теракта все правительство ушло в отставку.
В Британии министр ушел из-за того, что побыстрее решил вопрос с разрешением на работу для няни своих детей.

Давайте, аргументируйте!

Или не выступайте, демонстрируя полное отсутствие понимания вопроса.

Вы проваливаетесь по всем вопросам. Аргументации нет.

Меня не нужно учить, как Родину любить. Моя позиция - ясная и четкая.


Вы тут спрашивали не лошадь ли я.
Отвечаю:
- Возможно. Лошади - благороднейшие и красивейшие животные и подобное сравнение мне льстит.
Отсылаю вас к декану Свифту на всякий случай.
Так вот, если я и лошадь, то я свободно скачу по полям и лугам моего Отечества.
А вы - лошадь в шорах - видите узкую дорожку перед собой и слышите только окрики кучера.
Жалоба
 
 
-4 #604 victor 04.07.2016 23:03
Цитирую Lexy:
В городе Хартфорде полно помоек, особенно в Ист-Хартфорде. Это там же где и завод Кольта приведенный в помоечный вид.
А еще есть такой знаменитый город как Вильямантик - наркоманская столица Коннектикута. С соотвествующим населением и домами в упадочном состоянии.
Мне трудно тягаться с ТАКИМ знатоком помоек.
Сдаюсь. :-x
Жалоба
 
 
+4 #605 Lexy 04.07.2016 23:20
Цитирую victor:
Мне трудно тягаться с ТАКИМ знатоком помоек.
Сдаюсь. :-x
Да, то что в богатейшей стране мира США, есть много помоечных мест, я действительно, осведомлен. Пришел посмотреть знаменитый завод Кольта, а там - помойка и сраный стыд.
И, да, естественно, сдаетесь.
Куда ж вам против правды-матки.
Жалоба
 
 
-2 #606 victor 04.07.2016 23:28
Касательно русского правописания,и когда решался вопрос о его реформе:
27 (14) июля 1904 года
http://starosti.ru/archive.php?m=7&y=1904


Реформа азбуки

Вчера открылось заседание комиссии по вопросу о русском правописании при академии наук. Дебатировался вопрос о том, изменить ли русскую азбуку или оставить ее в прежнем виде.
После продолжительных дебатов комиссия пришла к заключению изъять из русской азбуки "ять", и "ъ". Какой из звуков - "i" десятиричное или "и" восьмиричное, должен быть изъят, пока не решено.
Жалоба
 
 
-4 #607 victor 04.07.2016 23:47
Цитирую Lexy:
Да, то что в богатейшей стране мира США, есть много помоечных мест, я действительно, осведомлен. Пришел посмотреть знаменитый завод Кольта, а там - помойка и сраный стыд.
И, да, естественно, сдаетесь.
Куда ж вам против правды-матки.
И как долго вы в Пиндосии эту "правду-матку"изучаете?
Или этому "увлекательному " занятию решили всю жизнь посваятить?
А в Россию НЕ тянет?
Жалоба
 
 
+1 #608 Lexy 05.07.2016 09:19
Цитирую victor:
И как долго вы в Пиндосии эту "правду-матку"изучаете?
Или этому "увлекательному" занятию решили всю жизнь посваятить?
А это что-то меняет? От этого сраный стыд в Хартфорде приберется сам собой? :lol:
Жалоба
 
 
-2 #609 victor 06.07.2016 08:26
Цитирую Lexy:
А это что-то меняет? От этого сраный стыд в Хартфорде приберется сам собой? :lol:
Угу.
Домик Марка Твена в Хартфорде, сделанный национальным историческим достоянием. Хартфорд, штат Коннектикут, США.
Жалоба
 
 
-1 #610 Lexy 06.07.2016 12:26
Цитирую victor:
Угу.
Домик Марка Твена в Хартфорде, сделанный национальным историческим достоянием. Хартфорд, штат Коннектикут, США.
Дом Марка Твена в Хартфорде содержится в полном порядке. Немного скромнее содержится домик Гариет Бичер-Стоу поблизости. Они оба вообще в другом районе Хартфорда.
А завод Кольта - помойный бомжатник и в помойном бомжатнике находится. И таких бомжатников в США, богатейшей стране мира - до хрена и больше.
Это и есть правда.
Жалоба
 
 
+1 #611 ДЕРЕПУПЕНКО ИВАН 06.07.2016 21:03
Цитирую Петрович:
Вы развязали войну.
Ополчение финансируется Россией с целью захвата Донбасса.
Что тут еще нужно "понимать"?
Перович ты дебил войну развязал Турчинов до этого у нас были мирные протесты как в Киеве.
Жалоба
 

Комментировать могут только авторизованные пользователи. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Администрация сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх